В рамках реализации проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» Нижегородская область начиная с 2017 года планирует переход профессиональных образовательных организаций на обучение по профессиям и специальностям в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования по ТОП-50 (далее – ФГОС СПО ТОП-50).
В настоящее время планируемые к введению профессии и специальности остро востребованы экономикой региона, поэтому важно осуществить переход на ФГОС СПО ТОП-50 в кратчайшие сроки. В связи с этим возникает ряд предложений для ускоренного перехода профессиональных образовательных организаций на ФГОС СПО ТОП-50.
В-первых, при реализации части образовательной программы на площадях работодателя считаем целесообразным осуществлять образовательную деятельность на основании договорных отношений без прохождения лицензионных процедур на включение адреса иной организации вследствие того, что часть предприятий являются закрытыми организациями, либо вследствие права изменения выбора профессиональной образовательной организацией работодателя-партнера с более высокотехнологичным материально-техническим обеспечением.
Во-вторых, в связи с тем, что внедрение ФГОС СПО ТОП-50 предполагает иных подходов и достижение новых результатов, считаем целесообразным требуемое в проектах примерных основных образовательных программ оборудование заменить на рекомендуемое, при условии достижения конечного результата освоения образовательной программы.
В-третьих, в проектах примерных основных образовательных программ считаем целесообразным исключить требование размещения оборудования только на площадях профессиональных образовательных организаций, например в мастерских, лабораториях, поскольку оборудование может располагаться на предприятиях, являющихся социальными партнерами в соответствии с заключенными договорами о сетевом взаимодействии.
В-четвертых, в ряде проектов примерных основных образовательных программ указаны конкретные марки оборудования, учебные пособия конкретных авторов и конкретного издательства, в том числе иностранных государств, что противоречит антимонопольному законодательству, а также частая сменяемость оборудования на наиболее современное и высокотехнологичное потребует постоянного внесения изменений в примерные основные образовательные программы.
Считаем также целесообразным в проектах примерных основных образовательных программ упорядочить и обосновать количественный состав оборудования для реализации ФГОС СПО ТОП-50: например, не обоснована необходимость 15 рабочих мест студентов или 2 рабочих места.
Также в проектах примерных основных образовательных программ считаем целесообразным исключить обязательное требование по проведению демонстрационного экзамена по каждому профессиональному модулю или группе модулей и обязательное требование применять при этом исключительно стандарт Ворлдскиллс, что также противоречит антимонопольному законодательству.
В дополнение просим разъяснить, в связи с тем, что в профессиональных образовательных организациях Нижегородской области осуществляется подготовка квалифицированных кадров по схожим профессиям и специальностям, при этом прием на обучение по некоторым заканчивается 1 сентября 2017 года, возможно ли переоформление действующей лицензии с целью приведения наименования образовательных программ в соответствии с новыми ФГОС СПО ТОП-50?
В предыдущем 2016 году профессиональные образовательные организации уже осуществили переход на ФГОС СПО по специальности 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки) Можно ли учитывать этот факт как обучение по профессии из ТОП-50, или профессиональным образовательным организациям вновь предстоит переход на ФГОС СПО и прохождение лицензионных процедур?
С уважением, отдел подготовки рабочих кадров и сопровождения проектов по развитию профессионального образования министерства образования Нижегородской области